Может ли случить так, что изучение чужого языка вредит мозгу? Чему способствует усердное заучивание нескольких тысяч слов? Есть ли шанс, что после бессонной ночью в обнимку с грамматикой немецкого языка человек станет мыслить вдвое быстрее? Или наоборот, налегать на осваивание иностранных языков не следует?
Однозначного ответа на эти вопросы пока нет. Но мы предлагаем Вам самим разобраться в проблеме, изучив только факты.
Иностранный язык — защита от слабоумия
Бесчисленное множество исследований проводят ученые ради того, чтобы приблизиться к разгадке тайн человеческого мозга. И все же путь этот каждый раз оказывается чересчур длинным и сложным. Обычно специалисты изучают лишь один отдел мозга или одну реакцию, чтобы сделать максимально точный вывод — аргументированный, лаконичный, интересный.
Специалисты Эдинбургского университета (Великобритания), утверждают: изучение неродного языка стимулирует внимание и способность концентрироваться. При этом исследователи утверждают, что время, когда начата учеба, не имеет значения.
Томас Бак и его коллеги выяснили: у людей, с раннего детства говорящих минимум на двух языках, старческое слабоумие «стартует» на 4 года позже. Этот факт стал отправной точкой для эксперимента, в котором 98 человек проходили когнитивно-психологическое тестирование. Специалисты проверяли, насколько успешно каждый из молодых людей способен концентрироваться на задании, не отвлекаясь на раздражающие факторы.
Выяснилось: знающие помимо родного еще один язык внимательнее и умеют лучше концентрироваться чем те, кто не знает чужого языка и никогда его не учил. При этом результаты не зависели от того, когда испытуемый начал осваивать чужой язык.
Результаты исследования можно объяснить логически. Если мозг регулярно переключается с одного языка на другой, то он тренируется, учится классифицировать информацию, быстро выделять нужные сведения, моментально концентрироваться.
Информация для скептиков
Между тем есть несколько нюансов, которые не позволяют достоверно полагаться на результаты описанного выше эксперимента. Участников было относительно мало: 60 знавших иностранный язык и 38 таких, кто разговаривал только на родном, и все эти люди они не перешагнули 19-летний рубеж. Кен Паап из Калифорнийского университета (США) отметил, что использованы неподходящие тесты (они не позволяют точно оценить все когнитивные способности).
К тому же есть предположение, что среди людей с развитыми умственными способностями гораздо больше тех, кто решил изучать другой язык (по сравнению с группой посредственных учеников).
Анджела де Брюйн, сотрудница Эдинбургского университета, подметила: в частных разговорах некоторые ученые говорили, что были результаты, не подтверждающие теорию «когнитивной пользы» второго иностранного языка. Эти данные не были включены в описание итогов эксперимента. Анджела де Брюйн вместе с коллегами детально изучила более ста докладов, касающихся воздействию неродного языка на когнитивные способности. В 38% докладом были описаны эксперименты, подтверждавшие гипотезу, в 13% получены неопределенные данные («скорее да, чем нет»), 32% — «скорее нет, чем да». И довольно много — 16% докладов! — опровергали предположение о том, что второй язык позитивно влияет на развитие мозга.
Половина работ была опубликована, 63% из них ратовали за билингвизм как полезное явление.
А вот из тех самых 16% докладов, которые опровергали гипотезу когнитивной пользы второго языка, увидели свет только 36%...
Еще несколько экспериментов относительно билингвизма
- Сотрудники Университета Макгилла (Канада) выяснили: изучение неродного языка меняет строение мозга, ведь человек умудряется создавать новые нейронные структуры, включая их в готовую систему нервных цепей.
- Умственные способности 853 испытуемых проверяли в далеком 1947 году, а потом в 2008–2010-м. Когнитивно-психические данные были гораздо лучше предполагаемой возрастной нормы у тех участников, которые когда-либо учили любой иностранный язык. Косвенно это говорит в пользу изучения второго языка, но исследователи не учитывали возраст, когда человек стал осваивать второй язык.