Языковая среда, в которой ребенок пребывал в раннем возрасте (до 2 лет), навсегда отпечатывается в памяти. Таков вывод ученых из Университета Макгилла (Канада), сообщает N+1, ссылаясь на журнал Nature Communications.
Эксперты исследовали речевые реакции детей из 3 групп:
- рожденных во Франции и говорящих только на французском (10 человек);
- появившихся на свет в Китае и усыновленных французами до 2 лет (21 испытуемый);
- китайцев, почти в совершенстве выучивших французский как чужой язык (12 участников).
Все они прошли несколько тестов, которые позволяли ученым оценить, как быстро и насколько эффективно в головном мозге обрабатываются звуки французской речи. Всем детям также выполняли магнитно-резонансную томографию.
У детей из первой группы во время эксперимента активировался стандартный набор зон головного мозга.
У тех малышей, которые с детство говорили на китайском, но при этом успешно усвоили французский в качестве второго языка, работало больше участков мозга. У них также подключались зоны, ответственные за внимание, память, когнитивный контроль. Это лишь подкрепило уже известные данные: для изучения чужого языка задействуются иные ресурсы.
Наиболее интересные результаты продемонстрировали ребята из второй группы, которых в раннем детстве (младше 2 лет) увезли во Францию, не понимали по-китайски. Однако во время тестов паттерн активности головного мозга оказался таким же, как у тех, кто учил французский как чужой язык.
Причем ранее эти же исследователи доказали: слушая фразы, звучащие на китайском языке, мозг перевезенных из Китая во Францию детей функционирует и отвечает такими же импульсами, как у выросших в Поднебесной.
Получается, в первые 2 года жизни человека формируются особые структуры мозга, призванные обрабатывать звучащую речь. Закладывается восприятие родного и неродного языка, и эта реакция остается навсегда.
После указанного возрастного рубежа во время освоения языка задействуются иные зоны головного мозга. Если ребенок попадет в новую среду и позабудет первый (истинно родной) язык, мозг сохранит прежние реакции. Услышанное и воспринятое в первые 2 года будет восприниматься как родной язык, а выученный после 2 лет мозг станет считать иностранным.